МНОГОТОЧИЕ - БЕЗ КОМПРОМИССОВ.
Автор Cергей "Sir G" Курбанов, гр. Банги Хэп
Без всякого сомнения они были явлением не только в пространстве русского рэпа, но и вне его. Если и есть исключения из правил в повседневной жизни, то группа Многоточие как раз полностью соответствовали такому исключению.
Жёстко отстаиваемое независимое мнение, идеи и принципы в творчестве – с одной стороны и абсолютное нежелание «раскрутиться», стать частью системы «шоу-бизнеса» - с другой, должны были создать предпосылки к коллапсу в развитии коллектива. Однако, как это ни странно, гр. Многоточие стали одними из немногих, кому удалось создать «культовый» статус андеграунд-исполнителей и в то же время настолько обширно распространить результаты своего творчества на территорию России и СНГ, что этот самый статус стал некоторыми лицами подвергаться сомнению.
Ну, действительно: разве может андеграунд-группа, сознательно отвергающие все ходы по собственному промо, в том числе съёмки фото и видео (даже с концертов), жёстко отстаивающие свои взгляды в творчестве – добиваться такого успеха, когда их записи распространяются через дистрибьюторскую сеть с моментальной скоростью, почти неограниченными тиражами (которым не то что рэпперы, а и некоторые представители «попсы» позавидуют), когда само название коллектива становится успешным «брендом», обеспечивающим почти стопроцентную реализацию?
Как оказалось – может. И основным фактором такого нонсенса является «народная любовь». Ага, та самая!
Что получилось: без всяких хит-парадов, мельканий по «ящику», вручения награждений и так далее, только в 2006-м году гр. Многоточие дали порядка 20 с лишним выездных концертов. И это при одном из самых жёстких райдеров на приезд среди всех рэп-коллективов России и при одном из самых высоких гонораров за выступление наряду с группой Каста и Bad Balance. Самое интересное, что концерты проходили в основном не в крупных городах, а в глубокой провинции: от Сургута, Иваново и Белорецка до Алметьевска, Череповца и Южно-Сахалинска. Это и есть один из факторов «народной любви» и признания, когда группу приглашают выступить за тысячи километров от дома.
Это тем более удивительно, когда знаешь общую «плачевную» картину о состоянии русского рэпа и не только «концертной» его части. Для того, чтобы лучше понять как такое могло произойти следует вернуться к историческому началу.
Датой образования коллектива следует считать 15 ноября 1998-го года. За разное время состав команды неоднократно менялся, но в основе находились Руставели, Кинг-Конг, Кузмитчъ, Тюха, MC L.E. и dj Hassan. С течением времени в группу также «записали» L. BeeeATCH, Гену Грома a.k.a. Большой и Димона. Настоящие имена всех персонажей узнать затруднительно, потому что они их стараются тщательно скрывать.
Это потом участники гр. Многоточие выстроили свою политику поведения и развития командного творчества, а в самом начале они были одними «из». То есть, одними из тысяч других рэп-коллективов и исполнителей, которые пытались заявить о себе.
Одной из таких заявок на победу стало приглашение участвовать в программе фестиваля «Rap-Music 99». Опять же – это они потом вошли в жёсткую конфронтацию к Bad B. Альянсу и их представителям, а тогда им было по 20 с небольшим лет, а некоторым и 20-ти ещё не было, но не в силу возраста, а и того, что сама ситуация ещё не назрела к такому развитию отношений – гр. Многоточие приглашение приняли.
Выступали они в конкурсной программе под № 9 (то есть предпоследними перед гр. Бланж) втроём: Руставелли, Кузмитчъ и Кинг-Конг. Начинали они своё выступление достаточно провокационным треком «Бошки», в котором уже тогда слегка «укололи» Лигалайза и Шеff’a. Вообще они были единственными среди всех команд, кто решился на такой поступок, в них тогда уже просыпался свой взгляд на многие вещи и не всегда он совпадал с мнением большинства.
Несмотря на то, что в их репертуаре затем прозвучал будущий хит «В Жизни Так Бывает» - они «пролетели». Нет, они не вступили плохо, просто после них выступали Бланж и они убрали всех. А поскольку от Москвы на фесте было представлено три команды (была ещё гр. Экипаж), то в супер-финале на батле сошлись именно Бланж и Каста.
Но уже в следующем, 2000-м году, на альтернативном «Рэп-Мьюзику» фестивале «Микро 2000» гр. Многоточие выигрывают Гран-При. Для сравнения: на прошлом фестивале такой же приз «взяли» гр. Ю.Г.
В том же 2000-м году на сборнике «Голос Улиц 2» (издатель «Хип-Хоп Инфо» и студия «Монолит») выходит один из первых синглов гр. Многоточие «В Жизни Так Бывает». И в том же году активизируется работа команды по записи материала к дебютному альбому. Сам диск вышел в 2001-м году и получил название «Жизнь И Свобода».
Вот уже с выхода дебютной пластинки «по-настоящему» и появились Многоточие как коллектив со сложившимся лицом и особым взглядом на творчество. Эта особенность проявлялась в том, что участники группы как будто «дышали ядом» в ответ на весь тот негатив, который их окружал: это общество, разложенное вирусом потребления, это правительство и власть, занимающиеся подменой понятий и «оболваниванием» собственного народа, эти продажные СМИ, готовые за монету изобразить и изгадить всё что угодно, эти законы, рамки и процессы, которые позволяют всему этому существовать.
Тексты были построены и сотканы из таких словарных форм и оборотов, которые наиболее полно и ярко подчёркивали чёткую позицию авторов к наболевшим проблемам. При этом они были не лишены поэтичной образности и красоты слога, но главное: в них была некая изюминка, которая прочно входила в сознание большинства подростков, как нож в масло, подчиняя и настраивая их на идеи группы. Впоследствии, как оказалось, эти идеи были не чужды и людям старшего и зрелого возраста.
Наряду с «социальными» темами в альбоме существовали и лиричные нотки, что шло только на пользу, ибо одной «чернухой» долго сыт не будешь. Музыкальная часть альбома «Жизнь И Свобода» была под стать каждой теме и в принципе, достаточно гармонировала с текстовой частью. Но опять-таки: были затронуты такие «струны», которые позволяли некоторым трекам становится, чуть ли не шлягерами, как например «В Жизни Так Бывает».
В 2002-м году Многоточие выпускают свой второй альбом «Атомы сознаниЯ». В нём они закрепляют фирменный почерк построения, когда в альбоме идёт основной трек, а затем так называемая «междутема» - и так на протяжении всего диска. Сам альбом получился просто шедевральным. Отклики у фанатов были в самых восхищённых тонах. Музыкальная часть этого издания стала более качественной по звуку, он стал более разнообразным, появились гитары. Тексты в некоторых треках стали ещё жёстче и проницательнее, чем в первом альбоме. «Щемит В Душе Тоска» - моментально становится хитом. А «Расстояние» - просто поражают своей необычностью и глубоким проникновением в сознание. Также хочется выделить и трек «Последняя Встреча».
В 2003-м году гр. Многоточие выпускают свой третий командный альбом «Неномерной», демонстрируя этим завидное постоянство в творчестве и работе в отличие от большинства отечественных рэп-исполнителей. Несмотря на то, что в этом диске встречались песни уже звучавшие на втором альбоме – практически каждый трек имел своё неповторимое лицо и окраску. Песня «Ветрами» - придавал лёгкий набросок романтизма всему альбому. Наряду с традиционными социальными треками присутствовал и трек «ЁП-Т», который выделялся из всех треков альбома тем, что на нём поучаствовало подавляющее большинство представителей объединения коллективов и исполнителей, собравшихся вокруг гр. Многоточие. Весь альбом получился настолько разнообразным в плане идей, текстов, музыки, исполнения, воплощения и настолько же цельным и грамотным.
Нужно отметить что, начиная со второго альбома гр. Многоточие свои релизы «запускала» на студии Монолит и общая цифра продаж била все рекорды русского рэпа, что самому коллективу открывало «кредит доверия» со стороны руководства студии.
Отчасти благодаря этому обстоятельству, а также тому, что участники гр. Многоточие думали не только о себе, но и имели желание помочь близким к ним перспективным коллективам и исполнителям, ими было принято решение о создании лейбла Dots Family Records, с последующей промоутерской деятельностью.
Результатом такой деятельности стало, то что уже в 2003-м году ещё до выхода «Неномерного» D.F.R. выпустили 4 сборника «Хип-Хоп Квартал» (каждый номер включал в себя как-бы «отчёт» за три месяца года), в которые попали как приближённые к Многоточию коллективы и исполнители, так и молодые, неизвестные и перспективные команды, которые присылали свои демо-записи по почте или отдавали их во время концертов.
Кроме этих сборников Dots Family Records в 2003-м году выпустили: образование коллективов под «маркой» Многоточие – Третий Путь (куда входили ещё White Hot Ice, M. Squad и Отверженные) «Кусок Жизни Пяти Годам Равен», гр. M. Squad «Игра-Фуфло» и гр. Отверженные «13 Воинов». Это вместе со своим сольником всего за один год. Неплохо, не так ли?
В дальнейшем на D.F.R. продолжали выходить сборники «Хип-Хоп Квартал», «Dots Family Fuckt», «Рэп Опыты», а также проект Третий Путь. Кроме этого были выпущены альбомы следующим группам и исполнителям: Иезекиль 25:17, Джип, Окна, Отрицательное Влияние, Смена Мнений, Красное Дерево, MC L.E. Всё это при большой концертной деятельности и помощи в размещении материала от неизвестных большинству рэпперов.
Следует отметить также и такой факт как взаимоотношение семьи гр. Многоточие и остального отечественного рэп-сообщества, включая и артистов. Мягко говоря, отношение было обоюдо-антагонистским. О причинах такого отношения у гр. Многоточие мы ещё рассмотрим, а вот почему именно к ним так относились – сейчас попытаемся понять.
Одной из главных проблем в отечественном рэпе является локальная принадлежность к той или иной тусовке. Это когда исполнители объединяются в некий конгломерат под общей идеей или по творческим принципам. В последнее время именно по такому принципу формировались наши рэп-лейблы. Как следствие вокруг таких творческих объединений собираются и верные поклонники, которые ведут непримиримую «войну» против других аналогичных объединений, в основном на профильных интернет-форумах.
Это вообще-то нонсенс, когда представители и носители одной культуры «гонят» друг на друга, вместо того, чтобы объединиться и «двигать» культуру сообща. И так уж сложилось, что формирование вокруг гр. Многоточие из-за их концептуальной позиции, как в жизни, так и в творчестве – оказалось под ударом практически от всех сторонников других рэп-тусовок-конгломератов.
То ли это обыкновенная зависть была, то ли другие факторы, но основными причинами и мотивами такой нелюбви к коллективу и их творчеству были обвинения в якобы «попсовости» звучания, «примитивности» исполнения, «косноязычии» текстов и якобы «подмене понятий» адеграундной идее, когда все должны быть «внизу» и не высовываться.
Эти же обвинения сыпались (и, кстати, продолжают сыпаться) от «умников, знатоков и ценителей настоящего рэпа» в адрес поклонников творчества группы. Стоило кому-нибудь заявить о том, то он слушает Многоточие, как тут же со всех сторон начинали «прессовать» несчастного, обвиняя его в «галимом» вкусе, что он не «шарит» и вообще «Многоточие – это отстой для малолеток!».
Чтобы во всём этом разобраться - нужно внимательно изучить концептуальную составляющую идей и творчества группы Многоточие. Из немногочисленных интервью и вообще того минимума, что можно о них найти (о причинах отсутствия обширной информации и вообще таком «аскетизме» и «затворничестве» - читайте ниже) получается, обобщить и сделать следующие выводы.
Само название коллектива Многоточие – означает управление силой мысли. Обозначение некой недосказанности и многозначительности, что ведёт к поиску ответа на вопросы самим слушателем. Второе обозначение – это поиск ответа на то, что остаётся после смерти, что скрыто за глубинами сознания, за тяжестью понимания, за ложью и системой мира, в котором мы живём… Уже в самом названии коллектива закладывались продуманные фундаментальные принципы и основы будущего творчества. Но любое творчество невозможно без идей и людей, которые эти идеи формируют и реализуют.
Если рассмотреть идейную позицию Руставелли – неформального лидера объединения Многоточие – мы получим следующую картину. Сам Руставелли и остальные члены группы с высшим образованием. Общность взглядов и идей сформирована из творчества Джима Моррисона и группы Doors, Петра Мамонова, Владимира Высоцкого, группы Кино, группы Король и Шут, Антатолия Крупнова и др. Кроме того, значительное влияние оказали и произведения следующих писателей: Джон Колеман, Кен Кизи, Энтони Бёрджесс, братья Стругацкие, Сергей Довлатов, а также Климов и Пелевин. Не знаю как вы, а я считаю такой «набор» вполне солидным для формирования целостной личности.
Как такая личность (Руставелли) могла оказаться под воздействием тяжёлых наркотиков? Ответ на этот вопрос неизвестен. Но есть ответ на другой вопрос: как удалось преодолеть страшную зависимость? А удалось как раз благодаря тому, что духовно личность переродилась, прошла «ад» фильтрации сознания и как следствие, обрела силу воли и духовную независимость.
В своём последнем интервью Руставелли признаёт факт того, что бывших наркоманов не бывает и предлагает свой способ уходить от жизненных и моральных проблем через спорт. Именно отсутствие пропаганды за здоровый образ жизни он называет стратегическим упущением государства и общества и предостерегает молодое поколение от совершения ошибок на собственном примере: лучше никогда не начинать! Эта позиция заслуживает глубокого уважения! Далеко не каждый готов признаться в собственных промахах, начать исправляться, достичь результатов и за это агитировать.
Возвращаясь к анализу концептуальной составляющей творчества группы Многоточие, хочу привести выдержку из интервью, которое появилось вскоре после выхода альбома «Атомы сознаниЯ». Вопрос касался, как раз творчества группы. «Наши песни мы пишем в первую очередь для себя… Ну, и для близких нам людей. Это самовыражение и, впоследствии, самопознание… Мы концентрируем свои мысли об окружающем нас мире, придаём всему этому словесную форму, пишем под слова музыку с подходящим настроением и зависаем от происходящего момента творения… Мы считаем, что настоящая поэзия 21-го века должна быть жёсткой (согласно времени) и максимально правдивой… Каждый кто нас слышал, находит что-то своё в наших темах и мы этим вполне довольны!»
Теперь становится понятно, почему в процессе творческого развития участники группы Многоточие определили именно такую направленность приложения своих усилий.
Творчество, как форма протеста против устоявшихся норм и моралей общества, находит глубокий отклик в сердцах поклонников таланта группы…
Одним из основополагающих факторов негативного отношения со стороны некоторых рэп-артистов к гр. Многоточие являлись заявления о том, что коллектив совершенно не стремился к покорению шоу-бизнесса. Сознательно игнорировали все пиар-кампании. Совершенно не вели промо-работ: проведение фотосессий, съёмок видео и их дальнейшего размещения и вообще принципиально не признавали каких-либо акций ведущих к популяризации коллектива, кроме как через творчество, которое создавалось, прежде всего, для самовыражения.
Очевидно, что такая принципиальная позиция была вызвана, скорее всего, потому что участники коллектива однозначно решили и в творчестве и в способе его реализации придерживаться жёстких правил выбранной линии поведения.
Отрицались также любые попытки «заработать слева» на имени коллектива. В райдере команды был прописан пункт, не подлежащий обсуждению, в котором организаторы выступления группы обязывались не допускать несанкционированных коллективом фото и видео съёмок. В противном случае концерт останавливался и вина за срыв ложилась на организаторов гастролей. Как этот пункт удавалось соблюсти, когда в каждом втором телефоне у зрителей встроена видеокамера – остаётся загадкой.
В общем, многих раздражала такая позиционность участников коллектива. Ну как же: « мы здесь себе жопу рвём, сил не жалеем, а они ни черта не делают и продают альбомов больше всех, гастролей немеряно и люди их знают и любят!».
Вследствие такой принципиальной позиции у группы Многоточие не было обширных и плотных контактов с представителями остальных рэп-лейблов России, да они и сами к этому не стремились – другой работы хватало. С кем они творчески пересекались – это White Hot Ice (их старый кумир) и D.O.B. – в лице Sir J и Джипа.
Вот примерно в таких раскладах группа Многоточие и их лейбл Dots Family Records плодотворно просуществовал почти до 2007-го года. Если отследить динамику работы коллектива по их релизам, то мы увидим, что начиная с 2005-го года сперва незаметно, а к 2006-му году всё ощутимее команда начинает сбавлять обороты. Меньше выходит сборников, меньше появляется полноценных альбомов от команд-сателлитов, работающих под крылом Многоточия. Может быть, отчасти, это было связанно с активной гастрольной деятельностью коллектива…
Как бы там ни было, но в середине декабря 2006-го года распространилась информация о том, что Многоточие как коллектив прекращает своё существование. Вскоре на официальном сайте Dots Family Records появилось обширное интервью Руставелли, подтверждающее распад коллектива.
Подробных ответов о причинах приведших к распаду получено не было. Пространно лишь было заявлено, что Кузмитчъ устал быть Кузмитчём (что именно это означает – неизвестно), а Гена Гром решил плотно уйти в юриспруденцию и закончить творческую деятельность. MC L.E. – из-за последних событий в международных отношениях между Россией и Грузией был вынужден покинуть Москву и вернуться на родину, став заложником очередных политических раскладов. L. BeeeATCH – уже два года как вообще не выходит на связь и не участвует в делах коллектива…
Кроме этого в 2006-м году ушёл из жизни самый близкий друг и соратник Руставелли, стоявший у истоков создания команды: Кинг-Конг. Естественно, что это тоже отразилось на принятии решения о закрытии гр. Многоточие.
Одновременно с этим Руставелли объявил о том, что в конце февраля 2007-го года должен выйти последний четвёртый альбом (не имеющий пока названия) группы Многоточие, который по сути, является больше сольной работой Руставелли, чем командной.
Многоточие как группа и завершит выходом этого альбома свой творческий путь.
Лейбл Dots Family Records превращается в независимый, действующий только для внутренних проектов лейбл. Скорее всего, это означает сворачивание обширного фронта работ.
Вообще из интервью Руставелли видно, что человек морально устал и прошедший год был для него напряжённым и непростым. Он не исключает возможности творческой самореализации в будущем, но ясных ответов нет и когда будут - неизвестно.
Хочется надеяться, что этот период ожидания не затянется. Во всяком случае, многочисленные поклонники творчества группы Многоточие, как-то вмиг «осиротели» и для них это большой удар. Конечно, четвёртый альбом своей «лебединой песнью», в какой-то мере успокоит их «аппетиты», а дальше?
Да, остались группы и исполнители, которые входили в семью Многоточие, такие как: MC L.E., Красное Дерево, Fat Complex, Окна, Пили Гримы – но во смогут ли они «подхватить знамя»? Кто придет на смену гр. Многоточие и придёт ли вообще?
Здесь в этом месте и нужно ставить многоточие, уж простите за каламбур, но как-то не хочется.
В заключение могу сказать, что группа Многоточие даже в конце своего творческого пути, назло всем злословам (снова, каламбур!) осталась верной своим принципом и традициям.
Другие могли бы использовать подходящий случай: на «раскрученном» бренде «срубить» побольше «бабла». Штамповать кучами «последние» альбомы и маловразумительные сборники или вообще не убивать «курицу, несущую золотые яйца» и «давить» имя по максимуму.
Но парни на деле подтвердили свои жизненные принципы и устои. За что им отдельный респект! По-другому они бы и не смогли. Да и по-другому «Глупо Было Бы»!
P.S. Нам всем ещё предстоит понять и разобраться в том наследии, которое они нам оставили. Как будто, готовясь и предвидя свой скорейший уход, они успели подготовить и выпустить на МP-3 два полных издания Многоточие «Все Альбомы» (а всего за карьеру они подготовили и выпустили около 30 альбомных релиза) – для всех ценителей, поклонников и тех, кто будет знакомиться с ними впервые.
Вот сейчас, уже чувствуется лёгкая грусть и ностальгия по тому что уходит целый пласт культуры, целая эпоха…
Кроме творческого наследия – они были и остаются примером независимого от разных стереотипов мышления и действия. Более того, им удалось на собственном примере «заразить» многих – а это дорогого стоит, такое не забывается! Это достойно уважения!
Да, за это их стоит уважать!
Cергей "Sir G" Курбанов
Источник: http://dotsfamrec.ru/