НЬЮ-ЙОРК. Каменные джунгли верхнего города. Здесь нет небоскребов и офисов солидных компаний. Основной бизнес этих районов - оружие и наркотики. За пять долларов можно получить пулю в затылок. Белые здесь такая же редкость, как кенгуру в Кремле. Полицию уже давно вышвырнули с этих улиц. Это - гетто: царство черного расизма. Люди здесь не носят часов - они измеряют время ритмом.

Сегодня древние ритмы Африки приобрели новое воплощение и распространились по всему миру. РЭП - музыка черного гетто - оказалась способной пощекотать нервы белым недорослям. Сотни белых музыкальных групп даже думают, что исполняют РЭП. Они не понимают, что РЭП - это не просто музыкальное течение...

Постараемся увидеть РЭП глазами его истинных исполнителей - чернокожих американцев и европейцев. Это люди, в подавляющем большинстве вышедшие из черных гетто, где основной причиной смерти людей в возрасте от 15 до 25 лет является гибель от огнестрельного оружия. Обстоятельства жизни ни на секунду не позволяют им забыть разницу между черным и белым населением. Жители Гарлема, Южного Бронкса и подобных кварталов интуитивно чувствуют, зачем и как нужно исполнять РЭП. Нам же, чтобы это понять, необходимо вернуться к истокам: негро-африканской культуре.

ОСНОВНЫМ слагаемым этой культуры является обряд. Большинство обрядов сопровождается хоровым пением и ритмизированным чтением ритуальных текстов. И вся негро-африканская поэзия слагается по законам тех же специфических обрядовых ритмов, с особыми расстановкой пауз и акцентов, тональностью и повторами. Ритм, а зачастую и наркотики, многократно усиливают массовое возбуждение, которое, однако, никогда не являлось самоцелью: жизнь в саванне, джунглях и пустыне жестоко наказывала необдуманную трату сил и энергии. Напротив, цель обряда - увеличение жизненной силы, обеспечение удачной охоты, урожая, изгнание злых духов и т. п.

Направленность на достижение внеэстетического эффекта - важнейшая особенность эстетики черных! Понимание красоты у европеоидов и негроидов не совпадает. Критерием красоты у последних выступает “истинность”, ”ценность” вещи, а не пропорциональность и гармоничность, как это принято у белых. Убедительный пример: белые с радостью покупают бутафорское оружие, но оно никогда не найдет рынка сбыта у черных. Оружие, которое не предназначено для того, чтобы убивать, - не “истинно”, а значит не “красиво”.

Описанная особенность негро-африканской культуры вовсю используется РЭПом. К тому же, негритянская культура, благодаря внешней простоте и внутренней наполненности, динамизму, - очень удобный инструмент пропаганды. И поистине, для черных РЭП - это, прежде всего, первоклассное средство пропаганды расовых идей. Ритмы Африки - сложившаяся за тысячелетия основа всей ее культуры - были поставлены, путем наложения на них определенных текстов, на службу черному национализму.

ИМЕННО РЭП, оформившийся в современном виде во время черных бунтов 60-х гг., известных под названием “малой гражданской войны”, дал толчок негритянскому национализму в виде сегрегационного движения под лозунгом “Black power!” (“Власть черным!”). Будучи основным средством массовой пропаганды расовых идей, став символом афро-американского национализма, именно РЭП, а не блюз и не джаз ассоциируются сегодня с национальной музыкой черных. РЭПу, а не газетным публикациям или митингам черный национализм обязан растущей популярностью. Его постулаты, изложенные речитативом рэпперов просто, понятно для всех, подкреплены расовой музыкальной традицией. Древние ритмы в сочетании с современными текстами оказались доходчивей, заразительней всего, к тому же, по законам толпы, массовое возбуждение многократно усиливается, резонирует.

Вся идеология черного национализма, донесенная РЭПом до 40 миллионов афро-американцев, укладывается в одну фразу Тупака Шакура - черной “звезды” западного побережья Америки: “My niggas fuck the rule” - “Мои братья е.... закон”, ваш закон белого большинства (альбом “Я против мира”). На сегодняшний день уровень самосознания афро-американцев таков, что любая тематика воспринимается ими с расовых позиций. Попробуйте заметить, что черные живут не слишком хорошо: вам ответят, что белые всегда жили и живут намного лучше, и доведут эту мысль до эпохи рабства и неизбежности если не возмездия, то тотальной компенсации. Такую идеологию создал РЭП.

Еще в 1880-е гг. один из идеологов черного движения Тимоти Фортьюн заявлял, что не только допустимо, но прямо необходимо “разрушительное восстание, потрясающее основы правительства”. В ХХ веке агрессивные настроения черных масс отмечены даже в речах миротворца Мартина Лютера Кинга: “Сегодня все призывают нас к непримиримости. Так будем же непримиримы... Будем непримиримы, пока наши братья из Азии, Африки и Латинской Америки не перестанут быть жертвами империалистической эксплуатации”. РЭП довел тенденцию агрессивности до предела. Такие группы, как “The Uptown vandals”, “Getto boys”, исполнители - NAS, Тупак и многие другие - охотнее всего используют ее в своих текстах. Зато известный рэппер Мак-Хаммер, начав петь песенки о пользе образования и гигиены, навлек на себя гнев всей черной диаспоры, заявившей, что он “предал своих братьев и продался белым”.

В 60-е гг. черное движение доросло до таких направлений, как сепаратизм (настаивающий на отделении пяти южных штатов и создания на этих территориях независимого черного государства) и сегрегационализм (“апартеид наоборот”, когда черные управляют государством, а белые занимаются грязной работой). Параллельно шло освобождение афро-американцев от христианства, сопровождавшееся исламизацией и даже иудаизацией. РЭП озвучил и популяризовал все эти течения негритянской мысли. Лозунг “Власть черным!”, впервые прозвучавший в 1966 г. из уст соратника Кинга - С. Кармайкла, был мгновенно подхвачен исполнителями РЭПа по всей стране.

ИТОГИ борьбы налицо: современная черная молодежь не ведает страха перед белыми, но страстно ненавидит их. Она сознает, что “американская система зиждется на практике геноцида, социальной деградации, отрицания политического и социального самоопределения черных... поэтому нужны революционные изменения” (лидер бруклинских черных националистов К. Рассел). Вот далеко не полный перечень организаций черных националистов: “Черные пантеры” (придерживаются тактики вооруженной самообороны против полиции), “Черные мусульмане” (призывающие ненавидеть “голубоглазых дьяволов”), “Черные евреи” (гипертрофировавшие лозунг “Власть черным!”, заявив, что весь мир раньше принадлежал черным евреям, и теперь у них есть право вернуть себе власть над ним; при этом белые евреи, разумеется, - “не настоящие” потомки черных Моисея и Авраама, а следовательно - такие же гои, как и все нечерные неевреи). Этот список может быть дополнен сотнями негритянских банд, прекрасно сочетающих идеологию черного национализма с криминальными буднями.

Агрессивность, напор, простота восприятия, связь с тысячелетними традициями, органически слившиеся в РЭПе, играют огромную роль в триумфальном шествии негритянского национального движения.

... ”Мой брат должен быть воином”, “Пошли на х.. копов”, - поет NAS. Ноториус Биг, “звезда” восточного побережья, выпускает альбом “Готовы к смерти”. А наш “крутой рэппер” Богдан Титомир способен лишь изображать хулигана в новогоднем TV-шоу...

ПЕСНЯ - основная форма выражения самосознания народа, непосредственное воплощение его духовных ценностей, обычаев, традиций, а главное - стремлений. Благодаря РЭПу каждый черный сегодня знает, что завтра “мир будет принадлежать ему”.

Не пора ли нам, отбросив предрассудки, перенимать опыт национально-освободительной борьбы у тех, кто его имеет? Нам нужны песни русской борьбы и победы. Когда каждый русский ощутит себя воином,

МИР БУДЕТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ НАМ!

«Национальная газета» № 3(15) 1998